ОЦЕНКА БИЗНЕСА
Оценка бизнеса является процедурой расчета стоимости предприятия или бизнеса, либо доли в них. Причины её проведения могут быть различными – но, так или иначе, каждый руководитель
однажды сталкивается с проблемой её проведения. Поскольку без наличия точных данных о стоимости очень сложно предпринимать какие-либо обоснованные решения по продаже или
покупке прав собственника. В основе определения стоимости любого бизнеса лежит анализ не
только материальных активов, но и его финансовой эффективности и привлекательности как средства
вложения денег. Такой подход оправдан тем, что владелец бизнеса, прежде всего, ориентированна
получение прибыли, для этого он и занимается предпринимательской деятельностью. Иными
словами, стоимость бизнеса является прямым отражением результатов её деятельности.
Оценка стоимости бизнеса проводится в следующих случаях:
-
основа для разработки грамотного бизнес-плана;
- для увеличения эффективности управления компанией;
- для обоснования принятия инвестиционного решения;
- для плавной реструктуризации предприятия (ликвидации, поглощения, выделения, слияния);
- для получения информации о текущей рыночной стоимости компании в случае совершения сделок купли-продажи или при выходе одного или нескольких участников из обществ;
- для точного выявления стоимости ценных бумаг компании, долей в капитале в случае проведения с ними различных операций;
- для определения кредитоспособности компании, а также величины стоимости залога при кредитовании;
- для определения реальной рыночной стоимости имущества компании при осуществлении страховых операций;
- при проведении взвешенного налогообложения предприятия;
- при внесении в уставной капитал вкладов учредителей;
- при выкупе акций у акционеров;
- при проведении эмиссии акций обществом;
- при определении величины арендной платы для сдачи бизнеса в аренду;
- при обжалование судебного решения об изъятии собственности;
- при стратегическом планировании развития компании;
- при продаже федеральной или муниципальной собственности;
- для совершения нотариальных действий при вступлении в наследство.
Для комплексной оценки бизнеса требуется подготовить достаточно много документов и
пояснительной информации. Вот примерный перечень требуемых сведений:
-
1. Устав юридического лица.
-
2. Регистрационные документы (ОГРН, ИНН).
-
3. Эмиссионные документы (для акционерных обществ).
-
4. Краткая справка о видах деятельности предприятия и его организационной структуре.
-
5. Бухгалтерская отчетность (формы 1 и 2) за последние 3 – 5 лет, аудиторские заключения по
ней (если проводилась проверка).
-
6. Полный перечень основных средств с указанием идентификационных данных.
-
7. Полный перечень активов предприятия, не являющихся основными средствами (запасы,
финансовые вложения и др.).
-
8. Перечень дебиторов с указанием величины задолженности, даты возникновения и оценки
надежности дебитора).
-
9. Бизнес-план на ближайшие 3 – 5 лет с указанием планируемой валовой выручки по товарам/
услугам, необходимых инвестиций, затрат, чистой прибыли – по годам.
-
10. При наличии дочерних компаний, по ним предоставляются все те же данные, что и по
оцениваемой компании.
|